Сегодня,
23 июля 1996 г.
Перестраховочная корпорация — дело добровольное
805 просмотров
Давняя мечта Росстрахнадзора — создание Федеральной перестраховочной корпорации — может обрести второе дыхание на волне провозглашенной идеи усиления роли государства в экономике. Варианты проекта правительственного постановления о создании Федеральной перестраховочной корпорации или корпораций (в некоторых редакциях — компании) уже несколько месяцев рассматриваются высокопоставленными правительственными чиновниками. «Сегодня» возвращается к этой проблеме, предоставив возможность высказать свои доводы как Росстрахнадзору, так и самим участникам страхового рынка.
Росстрахнадзор: «В целях защиты страхователя нам придется вводить административные ограничения»
Как сообщила в интервью корреспонденту «Сегодня» заместитель руководителя Росстрахндазора Капитолина Турбина, одной из ключевых мер по повышению надежности страхового бизнеса должно стать развитие национального перестраховочного рынка.
Необходимость решения этого вопроса диктуется прежде всего недостаточной финансовой емкостью страхового рынка в России. По мнению г-жи Турбиной, реального перестрахования в России пока нет. Анализ данных, характеризующих объемы поступлений страховых премий в 1995 году, позволяет получить следующую картину: от общего объема в 23 трлн руб. 1/3 составляет медицинское страхование, 1/3 — страхование жизни. Страхование же имущества субъектов хозяйствования — того, что реально перестраховывается, составляет всего 2 трлн руб. Именно по этому виду перестрахование составляет около 80%. Столь высокий процент обусловлен недостатком собственных средств у российских страховых и перестраховочных компаний по сравнению со стоимостью промышленных рисков.
Как считают в Росстрахнадзоре, сейчас на страховом рынке платежеспособна только треть компаний, «и то под большим вопросом». Состоятельность остальных страховщиков вызывает сомнения, и практически всем им направлены предписания о несоответствии требованиям по платежеспособности страховых компаний. Неплатежеспособность связана с недостаточными собственными средствами. Поэтому на сегодняшний день основная проблема состоит в том, как найти способы повышения емкости рынка, «если мы не хотим оказаться в положении хорошего донора по отношению к зарубежным компаниям».
Именно в этой связи и возник вопрос о создании федеральных перестраховочных корпораций. Идея состоит в том, чтобы «предоставить определенные государственные гарантии, государственные меры защиты и поддержки перестраховочным организациям и довести размеры их уставного капитала и собственных средств до размеров, которые могли бы существенно изменить баланс между российским страховым рынком и западными перестраховщиками».
Начиная с 1993 года Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью прорабатывает различные проекты по созданию подобных организаций. Один из вариантов предполагает выделение государственных средств на создание государственного страхового унитарного предприятия со значительным уставным капиталом, которое выполняло бы функцию перестраховщика. Во многих странах, в том числе развитых, существуют подобные государственные перестраховочные организации. (Так, во Франции действует специальная страховая организация CCR, которая имеет достаточно большую долю государственного капитала. Французским законодательством установлено обязательное перестрахование не менее 7% по имущественным рискам в том случае, если страховое покрытие предполагает выплату при катастрофических событиях. Установлен порядок, определяющий, какие случаи являются катастрофическими, в каком размере возникают обязательства по выплате этой компанией.)
По замыслу разработчиков проекта уставный капитал такой компании мог быть сформирован за счет прямого выделения государственных средств. Это могут быть государственные ценные бумаги, которые в соответствии с законодательством являются полноценной формой участия в уставном капитале. После длительного обсуждения этот способ все-таки был признан неэффективным.
Возможны и иные решения, связанные с получением госресурсов. По мнению г-жи Турбиной, таким решением может быть проведение залоговых аукционов, когда государственные доли во владении тех или иных коммерческих предприятий передаются в перестраховочную корпорацию. Впрочем, как подчеркнула заместитель руководителя службы, такой вариант требует более внимательного рассмотрения и изучения.
Другой проект, рассматриваемый при подготовке решения о финансировании перестраховочных организаций, — использование на эти цели предусмотренного бюджетом резерва Министерства по чрезвычайным ситуациям на покрытие чрезвычайных убытков, что по природе своей сходно со страховыми обязательствами.
Еще один из возможных вариантов состоит в привлечении средств из-за рубежа. Согласно этой схеме Росстрахнадзора финансовые ресурсы выделяются Мировым банком в виде кредита. Министерство финансов проводит конкурс по размещению этих средств в активах страховых и перестраховочных организаций. Переговоры с Мировым банком подтвердили возможность осуществления подобной схемы.
Правда, идея создания Федеральной перестраховочной корпорации весьма негативно оценивается как западными, так и российскими страховщиками. По мнению заместителя руководителя Росстрахнадзора, это связано с тем, что западные перестраховщики не желают появления мощного конкурента. Российские же опасаются того, что, с одной стороны, подобная организация будет обладать монопольным правом на проведение перестраховочных операций, а с другой — существенно ограничена возможность недобросовестного перестрахования за рубежом. Такого, например, как перестрахование в собственной компании, созданной в другой стране на вывезенные капиталы. Или сокрытие перестраховочной комиссии.
Однако, как заметила Капитолина Турбина, позиция Росстрахнадзора состоит в создании такого режима, который не предполагает какого бы то ни было искусственного законодательного монополизма, связанного с обязательной цессией. Главное — выделение средств на конкурсной основе страховым и перестраховочным организациям в целях насыщения их уставного капитала и предоставление государственных гарантий.
Федеральную службу интересует наглядность и прозрачность контроля за деятельностью российских страховых компаний, чтобы ни у страхователя, ни у Федеральной службы не возникало сомнений, что страховщик может исполнить реальные обязательства, которые он принял по договору страхования. Для Росстрахнадзора в большей степени имеет значение эта проблема защиты интересов российского страхователя, и для ее решения он пытается создать эффективные экономические и административные механизмы, которые могут вызвать отрицательную реакцию у страховщиков. Но задача Федеральной службы — обеспечить то, что страховщиком гарантировано.
Как отметила г-жа Турбина, «если не решать эту проблему экономически, то в целях защиты интересов страхователя нам придется вводить административные ограничения».
Страховщики: это не перестрахование, это бомба
Гурам Мжаванадзе, заместитель председателя правления «Росгосстраха»: «Создание подобной перестраховочной организации будет бомбой под страховым рынком. Для того чтобы она одна могла осуществлять перестраховочные операции и отвечать по перестраховочным рискам, у нее должен быть очень большой собственный капитал.
Случись что-то вдруг с этой перестраховочной компанией — и весь рынок не сможет выполнить свои обязательства. Государство не сможет взять на себя обязательства перед всеми клиентами, у него просто нет таких средств. Поэтому сегодня создание российской государственной перестраховочной компании — это не экономически обоснованное решение, а политическая игра на некомпетентности каких-то чиновников, чтобы они медальку себе нацепили, что они остановили утечку капитала за рубеж. А главное — получение ключей к регулированию страхового рынка. Общая сумма страховых взносов составляет на сегодняшний день 8-10 трлн руб. в год. Допустим, в обязательном порядке 10 или 5% перестраховывается. Разве плохо, ничего не делая, получить 1 трлн страховых взносов?
С другой стороны, что касается недобросовестного перестрахования за рубежом… Если Росстрахнадзор не доверяет своим страховщикам, не выдавал бы лицензий».
Ответственный чиновник Министерства по чрезвычайным ситуациям, пожелавший остаться неназванным: «Очень интересное решение! С какой стати МЧС станет передавать бюджетные средства другому ведомству? Чтобы подкормить их аппарат? Другой цели я не вижу, тем более что при МЧС действует Чрезвычайная страховая компания, которая и занимается страхованием чрезвычайных рисков».
Леонид Меламед, первый заместитель председателя правления страховой компании «Росно»: «Российскому страховому рынку, безусловно, нужна большая перестраховочная емкость. Если в основу принципов работы такой компании будет заложена добровольность, то российские страховщики поддержат ее создание. А вот обязательное перестрахование принесет только вред страховому рынку. Например, удорожание страховых услуг. Нам нужна возможность, но не обязательность».
Опрос представителей российского страхового рынка показывает, что, несмотря на значительный разброс мнений (от полного неприятия до одобрения), в идее создания государственной перестраховочной корпорации страховщиков волнует только один момент — добровольным или обязательным будет перестрахование в этой организации. Однако именно эта тема скрыта в тумане пространных рассуждений о необходимости повышения финансовой емкости страхового рынка, о государственных мерах защиты и поддержки перестраховочных организаций. Тем не менее о намерениях Росстрахнадзора судить можно.
Так, заместитель руководителя Росстрахнадзора заявляет, что «Федеральную службу интересует наглядность и прозрачность контроля за деятельностью российских страховых компаний» и что с появлением государственной перестраховочной корпорации «будет существенно ограничена возможность недобросовестного перестрахования за рубежом». Причем насколько существенно, остается неизвестным. По мнению г-жи Турбиной, нужно снизить долю перестрахования за рубежом с 90 до 75% на первоначальном этапе. То есть дополнительному контролю подвергнутся целых 15% перестраховочных операций. Если учесть, что объемы перестрахования за рубежом на сегодняшний день исчисляются 3-4 десятками млн долл., а на создание «дочерней» корпорации потребуется никак не меньше 100 млрд руб. госсредств только в уставный капитал, то дороговато обойдется налогоплательщику, и прежде всего страхователю, такой контроль.
Г-жа Турбина утверждает, что «позиция Росстрахнадзора состоит в создании такого режима, который не предполагает какого бы то ни было искусственного законодательного монополизма, связанного с обязательной цессией». Вроде бы можно успокоиться господам российским страховщикам и перевести дух — не будет «обязаловки». Однако далее следует вполне прозрачная фраза о возможности применения «административных мер» в случае провала «экономических методов». Совершенно очевидно, что Росстрахнадзор вовсе не собирается допустить добровольное перестрахование. Иначе зачем административными мерами пугать?
Полосу подготовил Иван АНДРОНОВ
Вся пресса за 23 июля 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Перестрахование, Лица, Общественное мнение, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
ComNews.ru, 23 декабря 2024 г.
НСА представил цифровой инструмент для страхования урожая
|
|
Финмаркет, 23 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества физлиц в январе-сентябре выросли на 8,1%, выплаты – на 75%
|
|
AK&M, 23 декабря 2024 г.
Объём страховых премий по итогам 2024 года может достигнуть 3.4 трлн руб.
|
|
EADaily, 23 декабря 2024 г.
Финляндия обнаружила у танкеров с российской нефтью страховку
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
ЦБ отнес к зоне самых высоких рисков недобросовестных действий в ОСАГО 4 региона
|
|
Bryansk.NEWS, 23 декабря 2024 г.
Выплата по ОСАГО для брянских водителей выросла почти до 90 тысяч рублей
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 23 декабря 2024 г.
Почти миллион «коротких» полисов ОСАГО получили водители за 2024 год
|
|
РБК.Омск, 23 декабря 2024 г.
Омичи отправили 59 жалоб на навязывания услуг в банках
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
Крупные клиенты Росгосстраха в Татарстане требуют включать в договоры риск терроризма
|
|
Колыма-информ, Магадан, 23 декабря 2024 г.
Депутатский корпус принял бюджет ТФОМС Магаданской области на 2025 и плановый период 2026 и 2027 годов
|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 23 декабря 2024 г.
Нижегородских чиновников обеспечат дополнительным медстрахованием
|
|
Известия онлайн, 23 декабря 2024 г.
Стоимость полисов ОСАГО за год снизилась на 7%
|
|
НИА Кубань, 23 декабря 2024 г.
Кубань получит господдержку на оплату труда медиков
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
Страховщик Aviva купит конкурента Direct Line за 3,7 млрд фунтов
|
|
Деловой квартал-Екатеринбург, 23 декабря 2024 г.
Иван Косьмин: «У нас каждый год однозначно сложнее предыдущего. Но мы не сдаемся»
|
|
Орелград, 23 декабря 2024 г.
С Ливенской больницы взыскали штраф за недостатки в медпомощи
|
|
Dela.ru, Красноярск, 23 декабря 2024 г.
Сколько средств ОМС приходится на одного жителя Красноярского края
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|